Йога: общее понятие, суть и виды практики йоги (немного науки)

288925_(www.GdeFon.ru)Сегодня слово «йога» надежно закрепилось в словаре современного человека. Правда, употребляется оно в разных ипостасях и с разными значениями. Для кого-то оно обозначает целостную систему саморазвития и самопознания, для кого-то – набор физических упражнений для поддержания здоровья; у кого-то оно ассоциируется с религиозной темой. В нескольких статьях мы попробуем разобраться – что же все-таки такое, эта йога 🙂 , зачем она, для чего и для кого. Для полноты картины попробуем «зайти с разных сторон» — дать и сухое научное объяснение, и обратиться к древним трактатам, и рассмотреть с точки зрения эзотерики, психологии, медицины. Но самое главное, что мне хотелось бы сделать в этой серии публикаций – поделиться своим собственным пониманием и опытом этой практики – как с позиции простого практикующего, так и с позиций преподавателя йоги и психолога, использующего эту практику в работе с клиентами для целей психотерапии и психокоррекции. Надеюсь, что мои заметки помогут читателю сформировать свое собственное понимание, или расширить уже имеющееся, выбрать подходящий вид практики и – уверенно шагнуть навстречу своему более здоровому и развитому телу и сознанию 🙂

Начнем с официальной, так сказать «научной» части 🙂. Она, на первый взгляд, может показаться суховатой, но зато позволяет читателю за пару минут получить краткую и четкую общую картинку. Кроме того, есть и другая цель у этой части – устранить сложившуюся путаницу в части названий и содержания разных видов йоги (например, это особо актуально для тантра-йоги, наад-йоги, кундалини)

А в следующих статьях, перечень которых вы найдете в конце данной заметки, уже вооруженные научными знаниями, просто поговорим о йоге – по душам, и для души 🙂

Общее понятие, концепция и суть практики йоги

В современных словарях термин «йога» в широком смысле чаще всего определяется как религиозно-философское учение древней и средневековой Индии, в основе которого лежит разработанная система приемов и методов самопознания и самоуправления психикой и физиологическими процессами человека и освобождения его от уз материальной зависимости (см., например, словарь Ефремовой, Ожегова, Большой Энциклопедический Словарь). В узком смысле под йогой понимается как раз-таки эта самая система физических упражнений, выработанная последователями этого учения и достигшая известных успехов в управлении дыхательной и другими физиологическими функциями организма, в достижении желаемых психических состояний человека.

История йоги уходит своими корнями в древние времена. Понятие йоги впервые упоминается в древнейшем памятнике индийской литературы «Ригведе», которая датируется примерно 1700—1100 гг. до н. э.. Однако археологические находки указывают на то, что практика йоги существовала значительно раньше, во времена Хараппской (Индской) цивилизации – одной из трех древнейших цивилизаций наряду с древнеегипетской и шумерской (3300—1300 гг. до н. э.). Так, на нескольких печатях, найденных в долине реки Инд и относящихся к периоду Индской цивилизации, изображены фигуры в медитативных или йогических позах.

Основными источниками, в которых отражено развитие концепции йоги, считаются Упанишады (VI век до н. э.), «Махабхарата» (древнеиндийский эпос), Бхагавад-гита (составная часть Махабхараты) и «Йога-сутры» Патанджали (II век до н. э.). Согласно им, главной философской идеей йоги можно назвать идею единения ума, тела и души с Абсолютом, соотнесенность человеческой психофизиологии и космоса — «тела Вселенной».

Для наилучшего понимания концепции практики йоги имеет смысл обратиться к этимологии слова. Слова «йога» произошло от санскритского корня «йодж» (или «йудж») и переводе с санскрита в буквальном смысле означает «связь, единение, упряжка, обуздание, союз, сосредоточение, усилие, порядок, созерцание» (см, например, Энциклопедический словарь, Религиозный словарь). В «Йога-сутрах» Патанджали определение слова йога содержится во второй сутре, которая является ключевой сутрой всего текста: «yogas citta-vrtti-nirodhah» и переводится как «Йога — это обуздание (ниродхах) изменчивости (вритти) ума (читта)» или «недозволение уму (читта) принимать различные формы (вритти)», «обуздание волнений, присущих уму» [1].

«Бхагавадгита» описывает йогу как контроль ума, искусство деятельности, осознание высшей природы души (атмы) и трансцендентности верховного божества (Бхагавана), освобождение от страданий и горя. Об этом говорится в главе VI, стих 18-23: «Состояние это есть йога, что оковы скорбей размыкает» (цит. по [2]).

Вместе с тем в йогические тексты вошел ряд мифологизированных представлений, затрудняющих понимание системы в целом. Если перевести все это на современный язык, то можно сказать, что «йога — это вневременная прагматическая наука, разрабатываемая на протяжении тысячелетий и занимающаяся физическим, нравственным, ментальным и духовным благополучием человека в целом» [2], которая позволяет человеку достичь «уравновешенного состояния души, дающего человеку возможность спокойно взирать на жизнь во всех ее аспектах» (цит. по [2]).

В Европе впервые философию йоги начал изучать еще Шопенгауэр, одним из основных источников философских взглядов которого были Упанишады. Однако действительный интерес к этой практике у западного мира проснулся после выступления Свами Вивекананды на Чикагском конгрессе религий в 1893 году, после чего началась экспансия йоги на Запад.

В России йогой интересовались ещё до революции 1917 года, о чем свидетельствует ряд источников (например, К.Антарова «Две жизни»). В советское время из-за идеологических запретов открыто заниматься йогой было опасно, но энтузиасты были. Занимались они тайком и, в основном, по уцелевшим книгам и самиздату. Среди них можно назвать такие имена как известный врач Б. Л. Смирнов (1891—1967), профессор В.В.Бродов (первый председатель Ассоциации йоги СССР, 1912—1996), инженер-изобретатель в области ракетной техники Я. И. Колтунов (род. в 1927 году), А.Н.Зубков, который стал первым сертифицированным преподавателем йоги в СССР и автором сценария к фильму «Индийские йоги – кто они?», вызвавшему взрыв интереса общественности как к йоге, так и к самой Индии.

«Официальное внедрение», если можно так выразиться, йоги в СССР произошло в начале 60-х, в связи с развитием космонавтики. Тогда для изучения возможностей применения йоги при подготовке советских космонавтов правительством в СССР был приглашён видный индийский йог Дхирендра Брахмачари, который читал космонавтам лекции и проводил практические занятия в закрытой группе. В конце 1980-х годов в Москве появилась лаборатория по изучению нетрадиционных методов оздоровления, по инициативе которой в 1989 году в Москве была организована Первая Всесоюзная конференция «Йога: проблемы оздоровления и самосовершенствования человека», на которую были приглашены известные Мастера йоги, в том числе Б. К. С. Айенгар, Йоги Бхаджан, Нирмала Шривастава (Шри Матаджи Нирмала Деви) и другие. Позже, в начале 90-х, к плеяде российских адептов йоги присоединился известный врач Яков Маршак, получивший инициацию от Мастера Кундалини Йоги – Йоги Бхаджана и начавший с помощью техник кундалини-йоги помогать людям, страдающим алкогольной и наркотической зависимостью. Автору также известны факты, что в советские времена йога как дисциплина использовалась при подготовке кадров для служения на атомных подводных лодках.

Очевидно, что терапевтический эффект йоги был известен и признан несмотря на все идеологические ограничения, существовавшие в то время, причем признан на высоком государственном уровне. Конечно же, в то время интерес к этой практике был сконцентрирован в основном вокруг терапевтического эффекта, проявляемого только на уровне физиологии – укрепление здоровья, тренировка выносливости и т.п.. Хотя с большой долей вероятности можно допустить также, что сопутствующей целью было использование йоги с целью конструирования в том числе и психических качеств практикующих, необходимых для использования в космонавтике и оборонке (способность к концентрации, развитие спокойствия, бесстрашия, нейтральности, способности к быстрым четким безэмоциональным действиям).

В современных условиях йога представляет интерес именно как интегративная практика, как целостная система, объединяющая в себе богатый, разнообразный и разнородный инструментарий и позволяющая работать с человеком сразу на вех уровнях личности – физическом, ментальном и психическом. Помимо улучшения психофизического самочувствия, человек обретает возможность и способность глобальной личностной трансформации, более полного раскрытия своего потенциала, принятия ответственности за свою жизнь, расширения своего сознания и как следствие – перемещения на более высокий уровень (физический, ментальный, психический) своего существования.

Виды йоги

Изначально не существовало никакого деления йоги на виды. Существовала просто йога, которая представляла из себя некую единую систему, охватывающую все сферы жизни человека – физическую, ментальную, психическую духовную. И лишь впоследствии, по мере трансформации человеческой жизни и изменения социокультурной среды, изменения многих процессов, из общего понятия «йога» выделилось такое направление как Хатха-йога. На сегодняшний день существует уже несколько десятков разновидностей йоги, и с каждым годом их количество увеличивается. Древняя практика адаптируется различными авторами под условия современной жизни. Из всего этого многообразия на сегодняшний день можно выделить около десятка направлений (с разными акцентами, целями, задачами и разными технологиями), которые получили широкое распространение и применяются сегодня. Часть из них уже можно назвать «классическими», то есть существующими достаточно длительный срок, сохранившими точность передачи и имеющими заслуживающую уважения парампару (преемственность, цепь передачи). Другая часть – это достаточно новые направления, которые выделились из «классических» в начале XX века и были адаптированы передавшими их Мастерами, но несмотря на это сохранили «базовую» идею «материнского направления» и получили широкое распространение. Здесь приводится только очень общее и краткое описание большинства видов йоги, имеющее целью просто дать читателю первичное представление. Детальное рассмотрение отдельных видов йоги (хатха-йога, кундалини-йога, йога-нидра и т.п.) приводится в отдельных статьях.

  • Хатха-йога – составная часть и первая ступень Раджа-йоги. Упоминается в древнейших текстах — «Хатха-йога-прадипика» (датируется предположительно XV веком), а также «Гхеранда Самхита», «Шива Самхита» и других как система подготовки физического тела человека для дальнейшего его совершенствования на духовном уровне. «Хатха-йога считается начальной практикой Тантры, раджа-йоги, кундалини-йоги и крийя-йоги… Главное назначение хатха-йоги — создание абсолютного баланса взаимодействия и процессов физического тела, ума и энергии. Когда такой баланс существует, рождаются импульсы, которые пробуждают центральную силу (сушумна нади), которая отвечает за развитие человеческого сознания». [3] В философском смысле базируется на соединении активной мужской ментальной энергии и пассивной женской энергии праны – жизненной силы (по некоторым источникам термин «Хатха» состоит из двух слов «Ха» — ум, ментальная энергия, ассоциируется с Солнцем и каналом Пингала, мужской энергией, и «Тха» — это прана, сила жизни, ассоциируется с луной и женской энергией. По другим источникам современная этимология слова «Хатха», выводимая якобы из сочетания слов «Ха» — «солнце», «Тха» — «луна», является неверной, и слово «Хатха» переводится с санскрита как «усилие», «насилие», «натуга», «интенсивность». Таким образом, сложное словосочетание «Хатха-йога» можно перевести на русский язык как «единение (слияние) через усилие»). В «технологическом» смысле характерной особенностью практики является то, что она акцентирует внимание на необходимости первоначальной подготовки физического тела человека для дальнейшей возможности перехода к более глубоким практикам духовного развития. В связи с этим хатха-йога работает, в первую очередь, на грубом уровне – с физическим телом человека и делает основной акцент на очищении тела, его тренировке и обуздании его с помощью физических средств воздействия на организм – специальных очистительных техник (шаткармы), диеты, комплекса упражнений (асаны, бандхи, мудры), дыхательных техник (пранаямы), а также психических средств (медитация, концентрация внимания). «Прежде всего следует дисциплинировать тело… Должны быть очищены тонкие элементы (таттва) и энергетические каналы (нади) тела. Состояние и функционирование жизненной силы (праны), всей нервной системы и различных органов внутренней секреции должны поддерживаться и гармонизироваться». [3] С течением времени в рамках данного направления появилось множество ветвей и школ, имеющих свои особенности: Йога Майсурского дворца, основанная Шри Тирумалай Кришнамачарья – это йогашала и ее ответвления (Айенгар-йога, Аштанга-виньяса йога, Вини-йога); Храмовая традиция йоги, основанная Свами Шивананда Сарасвати: школа йоги Свами Вишну Девананды, Бихарскя школа йоги; Делийская школа йоги, основанная Свами Дхирендра Брахмачари и другие. В настоящее время хатха-йога в её многочисленных вариациях представляет собой стиль йоги, наиболее часто ассоциируемый с понятием «йога». Имеет ярко выраженную «телесную» направленность и терапевтический эффект, признаваемый в том числе и официальной медициной. В последнее десятилетие все большую популярность приобретает выделенная из классической хатха-йоги ветвь под названием «йогатерапия», имеющая своей целью работу по исцелению различного рода заболеваний и уже занявшая прочное место в альтернативной медицине.
  • Раджа-йога (также известна как Аштанга йога). В буквальном переводе означает «царица среди йог», «царская йога», ибо считается, что человек, идущий этим путем, обретает способность властвовать над всеми своими проявлениями, и, в первую очередь, над собственными мыслеформами. Основная цель раджа-йоги — контроль ума посредством медитации (дхьяна), осознание разницы между реальностью и иллюзией и достижение освобождения. Так как практика раджа-йоги делится на восемь этапов, её также называют Аштанга-йогой — йогой 8 ступеней. Это классическая «восьмиступенчатая» йога, описанная в «Йога-сутрах» Патанджали, и это не то же самое, что распространенная сейчас Аштанга-виньяса йога.
  • Крийя-йога – «крия» — действие, «йога» — соединение, в буквальном переводе «соединение с Божественным через действие». Считается одной из разновидностей Раджа-йоги, основная идея построена вокруг работы чакр (энергетических центров человека). Сочетает в себе практики очищающих упражнений (дыхательные техники, асаны и т.п.), повторение мантр, медитацию (особые техники «хонг сау» и «аум»). Самый известный представитель этого направления, Парамаханса Йогананда, автор книги «Автобиография йога» так описывал Крийя-йогу: «Крийя-йог мысленно направляет движение жизненной энергии вверх и вниз вокруг шести спинальных центров (мозговой, шейный, грудной, поясничный, крестцовый и копчиковый), соответствующих двенадцати астральным знакам зодиака — символическому Космическому Человеку. Полминуты обращения энергии вокруг чувствительного спинного мозга человека вызывают тонкий прогресс в его эволюции; полминуты Крийи равны году естественного духовного развития… Крийя йога — это простой психофизиологический метод, благодаря которому кровь человека освобождается от углекислоты и обогащается кислородом. Атомы этого избыточного количества кислорода преобразуются в жизненный ток, что омолаживает мозг и спинальные центры. Тормозя процесс образования венозной крови, йог в состоянии затормозить или предотвратить разложение тканей. Развитый йог преобразует свои клетки в чистую энергию. Илия, Иисус, Кабир и другие пророки в прошлом были мастерами в применении крии или какого-то сходного метода, благодаря которому они по своей воле заставляли свое тело материализоваться и дематериализоваться» [4]. Данный вид йоги очень формализован, требует от практикующего строжайшего соблюдения правил, особого ритуала посвящения, имеет несколько ступеней, переход на каждую из которых может занимать годы.
  • Лайя-йога – в буквальном переводе с санскрита «йога растворения» (лайя — «ритм-растворение»), то есть возврат к состоянию недифференцированного существования (недвойственности), когда индивидуальное сознание йогина объединяется с трансцедентным Бытием (Брахманом), иными словами – «растворение в Абсолюте», когда путь и идущий по пути с самого начала признаются не отличными друг от друга. Философской основой является Адвайта-веданта (недвойственность), а целью — достижение Освобождения (мукти) и обретение бессмертного божественного тела (дивья-деха) за одну жизнь. Учение Лайя-йоги считается мистическим откровением, дошедшим до наших дней практически без искажений, благодаря непрерывности особой традиции устных наставлений, передаваемых от Учителя к ученику. Первое упоминание о Лайя-йоге содержится в поздних тантрических Упанишадах: «Лайя-йога восхваляется десять миллионов раз — это растворение сознания; идёшь ты, стоишь, спишь или ешь, всегда размышляй об Атмане [о том, кто воспринимает]. Таков смысл Лайя-йоги» [цит. по 5]. Сущность учения Лайя-йоги заключается в поддержании особого состояния круглосуточного бдительного присутствия (осознанности), непрерывной внимательности к естественному состоянию, созерцании, самоосвобождении двойственного восприятия благодаря присутствию осознанности. Созерцание в Лайя-йоге означает безусильное присутствие бдительного осознавания, которое не фокусируется на чём-либо конкретном. Йогин старается не цепляться за прошлое, не фантазировать о будущем, не схватываться концепциями настоящего, а пребывать за пределами концепций в естественном состоянии. Лайя-йога — это путь вне метода, вне концепций и усилий, путь спонтанного самоузнавания, когда человек перестаёт жить в категориях фиксированного прошлого и мотивированного будущего. Лайя-йога не ограничена ни религиозными догматами или концепциями нашего мышления, ни культурными традициями, поскольку состояние погружения в неконцептуальную осознанность выше любых религиозных ограничений.
  • Кундалини-йога – часть лайя-йоги, либо тождественна – в зависимости от того, о какой ветви кундалини-йоги идет речь. Выделяют две ветви кундалини йоги: классическая кундалини-йога (лайя-йога) — древняя практика, которая широко не практикуется, и кундалини-йога школы Йоги Бхаджана – относительно новое направление, существующее примерно с 60-х годов ХХ века и сконструированное на основе сочетания элементов различных направлений классической йоги, других эзотерических учений, а также современных психотехник. В обоих направлениях сущностью практики, также как и в классической Лайя-йоге, является достижение и поддержание особого состояния постоянного бдительного присутствия (осознанности), вследствие чего кундалини-йогу часто называют «йогой осознания», и пробуждение энергии кундалини – так называемой «первичной творческой силы», которая, собственно, и дает искомое состояние осознанности и присутствия и открывает доступ к глубоким личностным трансформациям. В переводе с санскрита «кундалини» означает «свернутая в спираль, как спящая змея, сила, находящаяся в укромном месте» (иногда поэтично переводится как «локон возлюбленной»). В древних текстах Кундалини описывается как энергия, лежащая в основе рождения и духовного развития человека, великая энергия сотворения Универсума. Энергия кундалини ассоциируется с женским аспектом единой Божественной силы. Метафорически о пробуждении Кундалини говорят, что Богиня Шакти, присутствующая изначально во всем живом (творящая энергия), ищет путь, чтобы соединиться со своим возлюбленным Шивой (мужской аспект единой Божественной силы, Святой Дух, Космическое Сознание), а человек является проводником, точкой соединения этих двух Начал. «Понятие кундалини является основой тантры и йоги. Кундалини — йога представляет собой процесс сведения в одно место двух противоположных полюсов энергии в теле, так что они встречаются в ядре материи, в муладхара чакре, и высвобождают внутреннюю потенциальную энергию (кундалини Шакти)… Кундалини, присущая каждому индивидууму сила, только сейчас начинает исследоваться и признаваться современной наукой. Древние мудрецы, однако, вполне понимали суть кундалини и объясняли ее в виде научного и систематического учения Тантры» [3]. С помощью регулярной практики энергия кундалини поднимается из основания позвоночника, поэтапно проходя через все энергетические центры человека и активизируя их, вплоть до высшей чакры (Сахасрары), где должно произойти слияние с Бесконечным и прекращение собственного сознания йогина. Техники классической кундалини-йоги (лайя-йоги) и кундалини-йога школы Йоги Бхаджана принципиально различаются. Первая использует древние техники работы с дыханием, мантрами, осознаванием и перенаправлением энергетических потоков практически в неизменном виде, с соблюдением строгих правил преемственности и поэтапности подготовки ученика и направлена больше на достижение учеником состояния Просветления. Вторая ветвь использует широкий инструментарий (физические упражнения, дыхательные техники, мантры, медитации, адаптированные техники различных эзотерических учений, современные психотехники) и хотя также направлена на достижение учеником высокого духовного состояния, но в большей степени делает акцент на социальной адаптации человека и проявлении его лучших личностных качеств именно при жизни «в миру», является более доступной и гибкой с точки зрения как технологии, так и требований, предъявляемых к практикующему. Эта ветвь кундалини-йоги имеет огромную популярность во многих странах мира, в том числе и в России. Применяемые в этой ветви техники часто приводят к переживанию человеком экстатических состояний той или иной степени выраженности, что во многом и обуславливает ее популярность. Практика имеет выраженный терапевтический эффект в части корректировки состояний депрессии, апатии, отсутствия жизненного тонуса, в течение многих десятилетий с успехом применяется для лечения алкогольной и наркотической зависимости. Подробнее эта практика и возможности е применения для ТОП рассматривается далее.
  • Тантра-йога – буквально «тан» — «расширяться, распространяться» и «тра» — «освобождать». Тантра представляет собой процесс расширения сознания и высвобождения энергии — это старейшая из наук, известных человеку, которая практиковалась (и сейчас практикуется) даже безграмотными, так называемыми «нецивилизованными», племенами. Выражаясь научным языком, это практика работы с женской и мужской энергиями, в основе которой лежит недвойственность Абсолюта, вытекающая из единения мужского и женского начала, являющихся его аспектами. Характерным свойством тантрических техник является их комплексное воздействие на широкий спектр проявлений человека как живого мыслящего существа. В результате практики тантрических техник расширяется диапазон характеристик осознаваемого функционирования тела и ума человека, благодаря чему на определённом этапе практикующий понимает, что привычное, условно «нормальное» с точки зрения современной психиатрии, состояние сознания является лишь одним из множества иных состояний, в которых возможно присутствие самоосознавания, но изменяется механизм интерпретации умом информации с органов чувств. В результате успешной практики тантрических техник практикующий теряет обусловленность своей личности и переживает себя как безграничное внеличностное осознающее существо, чье бытие имеет место вне концепций двойственности (я — не я, имя — форма), сущность которого неотличима и неотделима от абстрактного с точки зрения материализма вселенского сознания.
  • Сиддха-йога – практика развития сверхспособностей, начиная от способности управления физиологическими процессами в организме (остановка дыхания, остановка сердцебиения, материализация-дематериализация физического тела) и заканчивая способностью влиять на стихии (вызывать дождь, ураган и т.п.).
  • Наад-йога (нада-йога) – одна из составных частей лайя-йоги, практика сосредоточения на внутренних звуках для достижения состояния внутренней целостности и Единения со всеобщим. Нада – «психический звук, слыши­мый в голове во время медитации» [6], это очень тонкие вибрации непроявленного, так называемого «беззвучного звука», являющиеся причиной всех последовательных проявлений тонких и грубых элементов Вселенной, таких как эфир, воздух, огонь, вода, земля. «Когда шакти в теле активируется и увеличивается, сознание становится настроенным на частоту, и тогда слышится определенный звук. Этот звук известен как нада» [3]
  • мантра-йога, джапа-йога – практики, акцентирующиеся на непрерывном повторении мантр с целью перенастройки «первичных вибраций» практикующего.
  • Йога-нидра – «нидра» в буквальном перевода означает сон, йога-нидра – «соединение во сне». Это техника глубокого расслабления, с помощью которой практикующий погружается в пограничное состояние между сном и бодрствованием (так называемое состояние «шунии», или «нуля»), что позволяет достичь полного расслабления на физическом и ментальном уровне. Однако это не простое расслабление — йога-нидра — это техника, которая учит расслабляться осознанно, то есть будучи полностью расслабленным ментально и физически, тем не менее оставаться осведомленным и осознанным. Во время практики практикующий как будто спит, но сознание функционирует на более глубоком уровне понимания. Поэтому йога-нидра часто упоминается как психический сон или глубокое расслабление с внутренним пониманием и включает в себя обучение специальным методам для осознавания себя во сне, развития тела сновидений (Майя-дэха), управления и трансформации сновидений и вхождения в осознание сна без сновидений. Основная цель практики — глубокая трансформационная работа. Находясь в состоянии йога-нидры, практикующий использует Санкальпу – в буквальном переводе с санскрита «решение» или «решимость». Санкальпа — определенные личные намерения практикующего, выраженные в краткой форме, запечатлевается в бессознательном уме. Техника была разработана в середине XX века известным Мастером йоги Свами Сатьянандой Сарасвати на основе исследований физиологии мозга и древних йогических практик (йога-нидра в значении осознанного глубокого сна упоминается как «праджня» в Упанишадах). Техника сразу же получила широкое распространение на Западе в связи с ее явным терапевтическим эффектом – снижение или полное устранение напряженности и беспокойства и таких вегетативных симптомов высокой тревожности, как головная боль, головокружение, боль в груди, сердцебиение, потливость, боли в животе и т.п.. Первые экспериментальные данные о йоге-нидре были получены в Menninger Foundation (США) в 1971 при помощи энцефалографа, использовавшегося для записи мозговой активности индийского йога Swami Rama, когда он расслаблял психофизиологические структуры при помощи практики йога-нидры. Практика сразу же начала активно применяться, чтобы помочь справиться с посттравматическим стрессовым расстройством солдатам после войны, а также в работе с заключенными в тюрьмах для снижения уровня агрессии.
  • Бхакти-йога – дисциплина служения, любви и преданности. Свами Шивананда писал, что бхакти – это тонкая нить любви, которая связывает сердце преданного с лотосовыми стопами Господа, это величайшая привязанность, спонтанное излияние бескорыстной, божественной любви.
  • Карма-йога – это йога деятельности, йога преданного служения через конкретные материальные действия, совершаемые бескорыстно во всеобщее благо. Можно сказать, что Карма-йога дает предписания для достижения целей йоги через труд. Она учит правильному образу жизни, правильным поступкам и правильному отношению к окружающим людям. Основной ее принцип — непривязанность к собственным действиям, все свои достижения йогин преподносит как дар Богу. Один из первых видов йоги, описанных в Бхагават-гите: «Те, кто выполняет свои обязанности в соответствии с Моими предписаниями, кто следует этому учению с верой и не завидует Мне, освобождаются от рабства кармы» [7, шлока 3.31]. «Те, кто не испытывает отвращения к материальной жизни и у кого ещё много материальных желаний, должны идти к совершенству путём Карма-йоги» [8, шлока 11.20.6-8].
  • Джняна (гьяна) — йога – «путь философских размышлений» [8, шлока 11.20.6-8]. Можно сказать, что это йога интеллектуального пути. Гьяна в буквальном переводе с санскрита – «знание», гьяна-йога — это путь знания, она направляет человека к истине путем трансформации его знаний о своей сущности и окружающем мире. Это «дисциплина «анализирующей мудрости», позволяющей отличать интуитивное от импульсивного, разумное от интеллектуального, реальное от воображаемого. Она дает свободу уму, порабощенному иллюзорными представлениями о мире, направляет человека к познанию истинных законов Вселенной.
  • Сажэдж-йога – направление, выделившееся из Раджа-йоги, в буквальном переводе — «простой, естественный путь». Сахаджа-йога — это простой путь, потому что просто и естественно объединяет физическую и ментальную активность с духовными потребностями человека без какого-либо давления или принуждения. Повседневная жизнь с теми требованиями, которые налагает семья, взаимоотношения и работа, считается наилучшим условием для духовного развития. На сегодняшний день различают два вида Сахадж-йоги — Сахадж Марг (система медитации на сердце) и непосредственно Сахаджа-йога школы Шри Матаджи Нирмала Деви.
  • Сахадж Марг – разновидность древней Сахэдж-йоги, основана на идее так называемой Пранахути («прана» — жизнь и «ахути» — передача, предложение) — передачи Божественной энергии для трансформации человеческого существа. Основателем данного направления является Бабаджи Махарадж, который в 1945 году основал Миссию Шри Рам Чандра (Mission Shri Ram Chandra — SRCM) в Шахджаханпуре (Индия). С 2005 года Миссия Шри Рам Чандра входит в состав неправительственных организаций ООН. Основная используемая техника – медитация на сердце, т.к. по идее адептов этого направления, сердце — это место, где человеческое существование начинается и заканчивается, где пульсирует жизнь и откуда она покидает наше тело в момент смерти. Характер человека обусловлен качествами его сердца (добросердечный, с каменным сердцем, человек без сердца, золотое сердце и т. д.). Иными словами, Бог живет в человеческом сердце, а, следовательно, Его можно почувствовать только сердцем. Более того, способность любить всегда ассоциируется с сердцем. Поэтому медитация пробуждает дремлющую в человека любовь к Божественному и быстро продвигает его к цели. Также особое внимание уделяется очищению от впечатлений и установок ума (так называемых самскар).
  • Сахаджа-йога Шри Матаджи Нирмала Деви – метод медитации, направленный на установление внутреннего баланса физического, эмоционального и ментального состояния человека. Построен вокруг процесса пробуждения кундалини, при котором человек получает самореализацию. Это проявляется в достижении состояния безмысленного осознания (ментальной тишины), при котором человек получает возможность более глубокой интроспекции и самосовершенствования. В сахаджа-йоге утверждается, что каждый человек имеет внутри себя тонкую систему, состоящую из энергетических центров, доступных для ощущения после получения самореализации. Эти ощущения дают возможность объективной оценки физиологического и психологического состояния, а также позволяют улучшить их. Процессы в тонком теле отражаются в центральной нервной системе посредством вибраций — прохладного или теплого потока на руках, над теменем и вокруг тела. Теплые или горячие вибрации свидетельствуют о наличии проблем, которые необходимо решать. Практика сахаджа-йоги включает в себя сахадж-медитацию и методы очистки тонкого тела, предложенные Нирмалой Шривастава. Направление было основано в 1970 году Нирмалой Шриваставой, более известной как Шри Матаджи Нирмала Деви и сегодня практикуется более чем ста странах мира. Интерес к этой практике вызван наличием явного терапевтического эффекта. В России данное направление официально используется с 1988 года – тогда представителями Минздрава СССР был подписан «Протокол Намерений по сотрудничеству в области изучения метода сахаджа-йоги в СССР». В последующем Автономная некоммерческая организация «Сахаджа Йога» получила диплом Министерства Здравоохранения РФ «за разработку и внедрение методики комплексного восстановления здоровья человека». Терапевтическое влияние сахадж-медитации на психофизиологическое состояние человека исследовалось в Институте физиологии СО РАМН, университетах США, Австралии и др. Были отмечены позитивные изменения согласно официально утвержденным индексам здоровья. В исследованиях было показано существенное усиление тета-ритмов в лобной и центральной долях мозга по сравнению с альфа-ритмами при продолжительной практике медитации. Фиксировалось увеличение сопротивления кожи и понижение температуры ладоней на 0,4° С. Отмечалось положительное влияние практики сахадж-медитации на здоровье пациентов при заболеваниях астмой, эпилепсией и СДВГ у детей (по информации, взятой с официальных сайтов Сахаджа-йоги в России и за рубежом). Метод Сахаджа-йоги неоднократно представлялся на многих международных научных конференциях как терапевтический. В мире работают медицинские учреждения, в своей деятельности использующие методы медитации по системе сахаджа-йоги. Самый известный из них — госпиталь в пригороде Бомбея Беллапуре.

Как выбрать практику

Как следует из приведенного выше краткого обзора видов йоги, каждый из них имеет своей целью помочь человеку изменить свой внутренний мир, устранить имеющиеся внутри себя конфликты, достичь состояния гармонии с самим собой и окружающим миром и как следствие продвинуться на пути духовного развития. И, безусловно, каждое из перечисленных направлений заслуживает внимания и уважения.

Однако приходится отметить, что большая часть из перечисленных направлений весьма специфичны, носят религиозный (или близко к этому) характер и/или требуют от человека, скажем так, «серьезной заявки на просветление», сопровождающейся в том числе необходимостью отказа или существенного ограничения своей социальной роли и глубокого погружения в практику в специально отведенных местах (ашрамах и т.п.) под личным наставничеством Мастера и т.п..

Конечно же, просветление само по себе не плохо. Даже, пожалуй, хорошо. Наверняка каждый из нас хотел бы достичь состояния полной ясности сознания, глубокого понимания законов мироздания и своей роли в нем, гармонии и единения со всеобщим творением. Но вряд ли многие из нас готовы ради этого отказываться от простых человеческих радостей и совершать высокие духовные подвиги. Людей, действительно готовых и склонных полностью посвятить свою жизнь подвижничеству, не так много. Это удел единиц, для которых духовное развитие и достижение высочайшего уровня сознания как таковое является единственной целью и смыслом жизни. В большинстве же случаев, как показывает наблюдение и опыт — как личный опыт автора, так и опыт клиентских работ, на самом деле, если честно посмотреть в лицо реальности, высокая идея просветления «накрывает» человека тогда, когда он не смог найти себя в реальной жизни, не сумел самоактуализоваться, разрешить своих внутренних конфликтов, выстроить гармоничные отношения с окружающими, реализовать свои мечты и цели. И тогда, под грузом всех этих нерешенных вопросов, стремясь хоть как-то оправдаться в своих собственных глазах, человек воодушевляется идеей «но зато я вот сейчас стану просветленным, и вот тогдаааааа»… И такая «погоня за просветлением», конечно же, не имеет ничего общего с истинным, здоровым желанием здорового человека к глубинному самопознанию и не ведет ни к реальной личностной трансформации, ни к гармоничному существованию.

В реальности мало кто из нас мечтает осесть в неподвижности в сокрытой от глаз Гималайской пещере, силой мысли умерщвляя плоть, и остаться там на века, покрытым пеплом, соединяясь с Божественным и совершая высокий подвиг духовности.

В реальности то, чего в первую очередь хочет большинство из нас — просто быть счастливым, здесь и сейчас, оставаясь в социуме. Жить среди любящих и любимых людей, иметь с ними теплые, добрые, воодушевляющие, наполненные любовью и поддержкой отношения; быть физически здоровым, крепким, энергичным; уметь легко обеспечивать свои насущные потребности; заниматься любимым делом, радостно проходя через каждый свой день; познавать себя и мир, иметь возможность личного роста; уметь строить с окружающими гармоничные, позитивные отношения, помогающие взаимному росту; иметь возможность творчески прожить свою жизнь и внести свою долю во всеобщий поток эволюции Вселенной, ежеминутно помня, что «нет серого дня – есть сияющий Храм, который строит человек из своих будней» [9]. В общем, говоря проще, быть «здоровым, счастливым и благословенным» — и не где-то там, на вершине Гималаев, а здесь и сейчас – в этом изменчивом мире с его сумасшедшим ритмом и жесткими законами жизни.

А для этого, как показывает практика, совсем не нужно быть просветленным. А нужно посмотреть «в лицо» реальности, осознать свои внутренние конфликты, определить свои действительные потребности, желания, цели и задачи и выявить помехи на пути к их реализации.

Ввиду сказанного часть перечисленных направлений йоги лично мной в качестве «инструмента для жизни» не рассматривается.

Другая часть направлений, пусть и не требует от человека идти семимильными шагами к просветлению, но является довольно узконаправленной, задействует ограниченный инструментарий и не может вследствие этого обеспечить должного эффекта в виде масштабной трансформации личности человека и его жизни.

Если сложить в совокупности мои впечатления и опыт как человека, «использующего йогу для жизни» (то есть опыт личной практики) и как психолога (то есть применяющего йогу как средство психокоррекции), то из перечисленных направлений йоги в качестве наиболее действенных методов коррекции и поддержания адекватного психофизического состояния в условиях сегодняшнего дня, с учетом особенностей времени и требований социума, можно рассматривать такие виды йоги как хатха-йога, кундалини-йога и йога-нидра (ссылки на статьи, в которых можно подробнее почитать об этих видах практики, вы найдете в конце данной заметки). Теоретически по эффективности воздействия сюда можно было бы отнести также и крийя-йогу, сахаджа-йогу и йогу-нидра. Однако сахаджа-йога и йога-нидра все же хоть и имеют подтвержденный исследованиями терапевтический эффект в части коррекции психического состояния, но, к сожалению, они акцентируются больше на осознавании ощущений тела, а не на контакте с телом посредством реального физического воздействия, то есть не дают телу обычной физической нагрузки, которая крайне необходима для обеспечения нормальной работы жизненно важных систем организма — дыхательной, сердечно-сосудистой, для укрепления суставов и позвоночника и т.п. Что касается крийя-йоги, то этот инструмент действительно мощный, и он прямо ориентирован на телесную работу, однако данное направление йоги имеет ярко выраженный религиозный характер и очень формализовано, в связи с чем применение его в терапии для широкого круга людей затруднено. Кроме того, по сути «физическая» часть крийя-йоги (то есть то, что касается работы с телом, включая комплексы упражнений и дыхательные техники) легла в основу кундалини-йоги в традиции Йоги Бхаджана, которая является более адаптированной для обычного, социально активного человека, и подробно рассматривается в следующих статьях.

Более подробно о том, как подобрать подходящий вид практики, какими критериями руководствоваться, читайте в статье «Какая йога йогистее? Или как подобрать практику»

Элеонора Завгородняя,

психолог, инструктор кундалини-йоги,

автор проекта «Камо Грядеши» (кудаидешь.рф)

Если Вам захочется обсудить статью, задать вопросы, поделиться опытом, мнением, покритиковать-поспорить и т.п. – это всегда можно сделать на форуме.

Если Вы решите использовать материалы данной публикации в своей работе, опубликовать полностью или частично на своих сайтах и т.п. – пожалуйста, не забудьте указать авторство и источник. На подготовку материалов было затрачено много сил и времени, и всем будет хорошо, если мы научимся с уважением относиться к чужому труду. Спасибо!

Использованные источники:

развернуть »

  1. С.Вивекананда. Ражда-Йога и афоризмы йога Патанджали. Сосница, 1906 (электронный ресурс)
  2. Б. К. С. Айенгар. Прояснение йоги. (Йога Дипика). Пер. с англ. — М-МЕДСИ XXI, 1993.
  3. Свами Сатьянанда Сарасвати, Свами Муктибодхананда Сарасвати Хатха Йога Прадипика с комментариями
    Hatha Yoga Pradipika: The Light on Hatha Yoga Издательства: Издательство К. Кравчука, Саттва, 2003 г.
  4. Автобиография йога. Autobiography of a Yogi Автор: Йогананда Парамаханса. Издательство: София ISBN 978-5-91250-532-4; 2008 г.
  5. Упанишады: В 3 т. — Москва: «Наука». Главная редакция восточной литературы. Научно издательский центр «Ладомир», 1991.
  6. Свами Сатьянанда Сарасвати АСАНА ПРАНАЯМА МУДРА БАНДХА Свами Сатьянанда Сарасвати. АСАНА ПРАНАЯМА МУДРА БАНДХА. Пер. с англ. Евгения Леонтовского. — К.: «София», 2000.
  7. Бхагаватгита
  8. Шримад-Бхагаватам
  9. К.Антарова. “Две жизни»
  10. Материалы Википедии – свободной энциклопедии.
  11. Лекции, семинары различных специалистов, а также личный многолетний опыт автора как практика и преподавателя кундалини-йоги, данные собственных социологических исследований и клиентских работ в качестве психолога.

При подготовке публикации были использованы также многочисленные интернет-источники, которые не упомянуты в списке литературы по той простой причине, что «когда-то где-то» были отрыты, откопаны, выисканы цитаты, фразы и мысли, которые «надо подумать», складировались в компьютере как отдельные тезисы и много лет лежали в ожидании своего часа. Восстановить авторство в полном объеме невозможно. Если в данной статье вы обнаруживаете цитаты из своего материала – пожалуйста, свяжитесь со мной для указания ссылки на ваш материал в моих публикациях.

Другие статьи по теме:

Еще статьи автора:

Вы должны войти чтобы высказаться.